Пётр Шелищ выступил против обязательной цифровой маркировки товаров
Фото: ru.freepik.com / freepik

10 июня 2024 15:09

Автор: Мария Шевцова

Пётр Шелищ выступил против обязательной цифровой маркировки товаров

В Минпромторге России заявили, что маркировка товаров принесла в бюджет страны около 800 млрд рублей. Министр промышленности и торговли РФ Антон Алиханов отметил, что система маркировок помогает защищать потребителей и бороться с нелегальным оборотом продукции. 

Национальная лента новостей обратилась к председателю совета директоров Союза участников потребительского рынка Петру Шелищу и выяснила, насколько эффективна сегодня маркировка товаров, в чем минусы этой инициативы и стоит ли дальше развивать ее. 

Юрист Айвар: «Права женщины в России защищаются только на бумаге» Юрист Айвар: «Права женщины в России защищаются только на бумаге»

 «Я публичный противник тотальной обязательной цифровой маркировки потребительских товаров. По моим расчетам, только в продовольственной торговле она обойдется российским потребителям минимум в 300 млрд руб. в год, при этом не защитит их от рисков приобрести фальсификат или производственный брак. ЦРПТ (прим. центр развития перспективных технологий) выдает цифровые марки по заказу предприятий за плату 50 коп. + НДС 10 коп., проверяя только наличие заказчика в ЕГРЮЛ, но не качество продукции, которая будет ими промаркирована. Такая проверка стоила бы слишком дорога, да она и не нужна, учитывая официальную статистику выявления Роспотребнадзором товаров ненадлежащего качества», — считает эксперт.

Он объяснил, что на сегодняшний день маркировка товаров не поддерживается мировым сообществом. Один из самых крупных экспериментов в этой области провел Китай в середине нулевых, но и он отказался от дальнейшей реализации проекта. В России маркировать товары начали только в 2019 году.

 «Стоит задуматься, почему именно в этом Россия единственная во всем мире. В 2007 году такой проект начал осуществлять в отношении продтоваров Китай, но через полтора года его остановили, признав неэффективным. Проверить соответствие товара обязательным требованиям, что лежит в основе оценки его качества, потребитель не может, это в состоянии сделать надзорный орган — Роспотребнадзор в результате проверки. Но на такие проверки с марта 2022 года правительством установлен мораторий, что оставляет потребителей беззащитными», — пояснил Пётр Шелищ.

Председатель совета директоров Союза участников потребительского рынка выразил надежду, что в дело вмешается президент России Владимир Путин и отреагирует на запрет о проверке компаний. 

Никто теперь даже не может обоснованно оценивать, как часто нарушаются права потребителей. Можно ориентироваться на судебную статистику, но мы хорошо знаем, что это верхушка айсберга — лишь небольшая часть потребителей готова идти в суд, особенно если сумма причиненного вреда не критична для них. А это влияет и на качество товаров, и услуг на рынке, снижая конкурентоспособность российского бизнеса. 

Напомним, что по мнению Минпромторга РФ необходимо продолжать проект маркировки товаров. В дальнейшем планируется интегрировать систему маркировки с информационными системами органов власти, заменить бумажные акцизные марки на цифровые и предоставить региональным органам доступ к данным о маркировке для оптимизации работы.

Ранее Национальная лента новостей информировала о проблеме захоронения ТКО на полигонах. Подробнее в материале агентства.