Экономист Шелищ: Взаимодействие маркетплейсов с людьми в РФ не контролируется
Фото: ru.freepik.com / freepik

Автор:

Экономист Шелищ: Взаимодействие маркетплейсов с людьми в РФ не контролируется

В правительстве могут принять новый закон, регулирующий действия маркетплейсов. Вопрос о контроле за действиями онлайн-площадок сегодня стоит довольно остро, специалисты считают, что необходимо более жестко контролировать маркетплейсы, их отношения с потребителями. 

Издание Национальная лента новостей попросило председателя Совета директоров Союза участников потребительского рынка Петра Шелища прокомментировать возможную инициативу и рассказать, в каком положении находятся современные маркетплейсы, куда им стоит двигаться и как развиваться. 

«На сегодняшний день взаимодействие маркетплейсов и с потребителями, и с продавцами, исполнителями услуг регулируется, помимо законодательства, не охватывающего вообще или достаточно детально многие его аспекты, правилами, которые самостоятельно устанавливает и публикует на своем сайте маркетплейс. Эти правила сейчас никем системно не оцениваются и не контролируются», — отметил эксперт.

Экономист Беляев о повышении НДФЛ: Люди с высокими доходами не рады этому событию Экономист Беляев о повышении НДФЛ: Люди с высокими доходами не рады этому событию

Он подробно рассказал о случаях, когда маркетплейс нарушал некоторые положения законодательства на примере одного из крупнейших игроков российского рынка. 

«В прошлом году Генпрокуратура привлекла нас к такой оценке соответствующих Правил Wildberries для покупателей, где они увидели ряд положений, противоречащих закону. Наш анализ показал такие несоответствия и внутренние противоречия более чем в четверти из примерно 200 пунктов этих Правил. Мы свои оценки направили этому маркетплейсу еще полгода назад, но до сих Правила не приведены в полное соответствие с законом и здравым смыслом. Считаем, что типовые правила взаимодействия маркетплейса с потребителями, продавцами, исполнителями услуг и своими логистическими контрагентами (владельцами ПВЗ и др.) следовало бы утвердить правительству, Возможно, тогда и специальный закон бы не потребовался. Однако никакой закон сегодня не возлагает на правительство такую обязанность», — поделился собеседник с корреспондентом издания. 

В завершении беседы он отметил, что любое регулирование на законодательном уровне неизбежно повлечет за собой сложный бюрократический процесс. Но в современных реалиях созрела необходимость регулирования работы маркетплейсов.  

«Насчет роста бюрократии — это неизбежное следствие любого регулирования, поскольку оно не имеет смысла без контроля соблюдения установленных им требований, а это вызывает необходимость их уточнений, регламентации контроля и т.п. Потому-то без регулирования новые рыночные ниши растут быстрее того, что вокруг. 

Но со временем нарастает конфликтность в их отношениях с контрагентами, и когда она растет быстрее самой ниши (что и произошло в последние годы с МП, судя по данным о росте числа исков к ним в арбитражных судах), введение регулирования становится неизбежным. Вопрос тогда стоит скорее о его форме. По нашему мнению, лучшей формой было утверждение правительством типовых правил их взаимодействия как с потребителями, так и с бизнес-партнерами, о чем сказано выше», — подвел итоги эксперт.

Ранее Национальная лента новостей информировали о работе Астраханского заповедника. Подробнее в материале.