Экономист Беляев: «Яндекс.Такси на московском рынке уже монополист»
Фото: ru.freepik.com / benzoix

Автор:

Экономист Беляев: «Яндекс.Такси на московском рынке уже монополист»

Федеральная антимонопольная служба России заявила, что у нее сложились серьезные замечания к популярному сервису «Яндекс.Такси» в связи с высоким ценообразованием. Специалисты обнаружили, что сервис хаотично повышает стоимость поездок, они зафиксировали высокую комиссию для водителей, которая на сегодня достигает 28%.

Национальная лента новостей взяла комментарий у экономиста Михаила Беляева, чтобы выяснить, можно ли сегодня считать «Яндекс.Такси» монополией, как бороться с подобными явлениями на рынке и какие есть способы ограничения повышения цен. 

«Жесткого критерия для определения монополии нет. Можно изобретать числовые показатели и считать, что это монополизированный рынок. Числовые значения можно оспаривать или принимать во внимание.

Но если брать такси, то мы понимаем, что у нас “Яндекс”, во всяком случаем на московском рынке, уже монополист. У него конкурентов, особенно в повседневных поездках, нет.

Можно считать, что “Яндекс” монополист и по количеству автомобилей, и по легкости оформления вызова, и по популярности. Он значительно доминирует», — рассказал корреспонденту издания эксперт.

Михаил Беляев отметил, что любая монополия стремится к манипуляциям ценами в своих интересах. Она создается с тем, чтобы занять на рынке лидирующие позиции, выдавить всех конкурентов, а затем начать повышать цены. 

«Монополия “Яндекс.Такси” уже сложилась, и то, что ФАС этим заинтересовалась, это вполне закономерно, ведь это соответствует ее обязанностям и функциям», — уверен экономист. Мишустин провел сессию по стратегии соцэкономического развития Мишустин провел сессию по стратегии соцэкономического развития

Специально для читателей издания он выделил способы борьбы с монополиями.  

«В борьбе с монополизацией есть только два пути работы. Можно не допускать укрупнения компании на рынке, это ограничительные меры. Или наоборот, если уже сложилась монополия и невозможно создать конкурентную среду, не давая ни одной компании развиваться, тогда вступают прямые ограничения на повышение цен, тарифов. Надо также следить, чтобы не было ухудшения качества. И это не антирыночные меры. Потому что современная экономика это не экономика конкуренции, а экономика монополий. Во всех странах на различных сегментах рынка существуют антимонопольные ведомства, у нас это ФАС», — подвел итоги Михаил Беляев.

Напомним, что сегодня ФАС не может привлечь компанию «Яндекс» к ответственности из-за моратория, наложенного на проверки в аккредитованных IT-компаниях. Срок моратория действует до 2025 года. Ведомство посылает запросы в компанию «Яндекс», однако, там в большинстве случаев игнорируют эти обращения.